«Художественное слово»
Срок реализации:1 год
Возраст обучающихся: 6 – 17 лет
Актуальность программы обусловлена значительным ростом интереса у ребят, занимающихся в театральной студии «Апельсин», к данному направлению деятельности и желанием принимать участие в Фестивалях и конкурсах в жанре «Художественное слово».
Цель программы – способствовать развитию художественного восприятия и потребности в диалоге с миром на языке художественных образов.
Задачи программы:
- актуализировать интерес к миру художественной литературы;
- углубить теоретические знания и совершенствовать практические навыки в области сценической речи;
- развивать навыки словесного действия, кинолентовидения, образного мышления;
- развивать навык публичных выступлений в жанре «художественное слово»;
- стимулировать познавательную активность;
- формировать умения убеждать, волновать, действовать словом;
- формировать представление обучающихся о возможностях профессионального театрального образования.
Организация образовательного процесса
Программа предназначена для детей и подростков 7-17 лет. Продолжительность реализации 1 год, объем в год 72 часа. Это время, затрачиваемое на подготовку и реализацию одного произведения с детьми. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, допускается 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность одного часа – 45 минут.
Форма обучения – очная. В случае введения ограничительных мер на реализацию программы в очном формате, связанных с санитарно-эпидемиологической обстановкой, программа может осуществляться в дистанционном режиме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Реализация программы будет осуществляться через специализированные сервисы организации занятий, утвержденные приказом директора образовательной организации. Выбор специализированного сервиса будет осуществляться по конкретным обстоятельствам ограничительных мер.
Оценивание результатов воспитательной работы происходит в процессе педагогического наблюдения на протяжении всего периода обучения.
Художественным результатом этой работы является сольный чтецкий номер, который может быть представлен на концертах, фестивалях и конкурсах художественного слова.
Однако, более значимым, на наш взгляд, следует считать педагогический результат. Поскольку включение детей в работу над художественным произведением содержит в себе значительный развивающий и воспитательный потенциал, а именно:
- актуализирует интерес к миру художественной литературы, расширяет читательский и общекультурный кругозор, стимулирует познавательную активность;
- обогащает собственный лексический строй, дает примеры различных способов изложения мысли, учит передавать тонкие душевные переживания;
- способствует более глубокому изучению родного языка, формированию представлений о нем как стройной системе, в которой все компоненты взаимосвязаны и направлены на создание совершенного инструмента общения;
- развивает умения видеть за словами текста конкретные предметы, явления и факты со всеми нарисованными автором деталями и характерными особенностями, что соответствует развитию образного мышления и художественного восприятия;
- формирует потребность в выработке собственного отношения к изображаемым в тексте явлениям, обогащает внутренний мир, укрепляет субъектную позицию ребёнка, способствует становлению его системы нравственных и эстетических эталонов;
- активизирует потребность передать слушателям через слово личностно значимые смыслы, открытые ребенком в процессе постижения образного мира автора, что соответствует потребности в «сообщении», творческой самоотдаче;
- формирует отношение к творчеству как к преобразующей силе и отношение к себе как к преобразователю мира, через художественное слово воздействующего на зрителей идеями и эмоциями, заложенными в тексте;
- практика публичных выступлений в роли чтеца укрепляет навыки управления волнением, концентрации внимания, общения с аудиторией, что соответствует группе компетенций оратора. Художественное чтение позволяет обогатить групповой сценический опыт ребёнка опытом индивидуального исполнения, при котором он принимает всю полноту ответственности за творческий результат.