"Профгид"
Срок реализации: 3 года
Возраст обучающихся: 11 – 14 лет
В современном обществе всё более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных учебных заведений.
Программа создана с учетом возрастных особенностей учащихся и направлена на развитие представлений школьников о своих личностных, психологических особенностях, расширение информационного поля о мире профессий, а также на ознакомление учащихся с современными универсальными навыками (soft-skills).
Цель программы – сформировать общие компетенции (softskills), значимые для дальнейшего профессионального самоопределения учащегося через его погружение в практико-ориентированную деятельность, выявить наилучший образ «себя в профессии» и развить мотивацию к профессиональной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать у обучающихся компетенции профессионального самоопределения;
- моделировать профессиональную деятельность специалистов по выбранным профессиональным пробам.
Развивающие:
- развивать познавательные интересы обучающихся через организацию профессиональных проб;
- расширить информационное поле о мире профессий, сферах современного производства, содержании разных видов трудовой деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся профессиональное самосознание, положительное отношение к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности;
- формировать мотивации к познанию, творчеству, труду.
Категория учащихся: ориентирована на обучающихся 11-14 лет.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Режим организации занятий: занятия проводятся один раз в месяц по 4 часа. Продолжительность 45 минут. Программа рассчитана на 3 года по 16 часов в год. Программа состоит из 3 модулей:
- первый модуль «Профессии нашей безопасности» (5 класс);
- второй модуль «Калейдоскоп профессий» (6 класс);
- третий модуль «Про soft-skills: профессиональные пробы» (7 класс).
Особенности комплектования групп: наполняемость групп 7 – 15 человек.
- понятие о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
- понятие о профессиях в части раздела: условия труда и профессионально важные качества;
- понятие о современных навыках, важных для всех профессий (soft-skills).
Метапредметные
- развивать самостоятельность;
- оценивать собственные возможности;
- научиться получать информацию из разнообразных источников и критически осмысливать, систематизировать, анализировать полученные данные.
Личностные
- анализировать информацию о профессиях
- анализировать информацию об особенностях собственной личности.
По итогам освоения программы «ПрофГид» обучающиеся будут обладать новыми компетенциями:
знать:
- содержание и характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;
- общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;
- технологию выполнения профессиональной пробы;
- правила безопасности труда, санитарии, гигиены;
- инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы.
уметь:
- выполнять простейшие операции;
- пользоваться инструментом, документацией;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;
- выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции;
- соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.
- Оценивать и сравнивать результаты выполнения профессиональных заданий, в рамках пройденных профессиональных проб.
Главным результатом освоения программы «ПрофГид» для обучающихся будет личностная компетенция: оценка и выявление наилучшего образа «себя в профессии».
Аттестация учащихся
Результаты образовательной деятельности учащихся отслеживаются путём проведения начальной и итоговой аттестации. Формы и методы: индивидуальное собеседование, анкетирование, тестирование, наблюдение, опрос, участие в конкурсах, викторинах, соревнованиях.