Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по тестопластике «Мозаика»
Программа рассчитана на детей 6-16 лет
Срок реализации программы – 5 лет
Цель: Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через занятия тестопластикой.
Задачи:
Обучающие (для первого года обучения):
- обучить приемам, формам и методам работы с тестом;
- обучить правилам безопасности при работе с инструментами и материалами;
- познакомить с историей возникновения тестопластики;
- обучить технологии приготовления соленого теста;
- обучить правилам работы с трафаретом, формочками, шаблоном;
- познакомить со специальной терминологией: (рельефный рисунок, трафарет, форма, шаблон, объем, контур, фон, композиция, эскиз, образ, узор);
- обучить способам лепки при выполнении изделий;
- обучить последовательности работ из теста;
Обучающие (для второго года обучения):
- обучить выполнять более сложные работы, используя знания, умения, навыки, полученные на первом году обучения;
- обучить правилам безопасности при работе с инструментами и материалами;
- познакомить с историей возникновения тестопластики на Руси и в других странах;
- обучить технологии приготовления соленого теста с кремом или растительным маслом (разные рецепты);
- познакомить со специальной терминологией: (коллаж, подвески, композиция, смешанные техники);
- обучить способам лепки при выполнении изделий;
- обучить последовательности выполнения плоских, выпуклых и объемных работ из теста;
Обучающие (для третьего года обучения):
- обучить выполнять более сложные работы, используя знания, умения, навыки, полученные на первом и втором году обучения;
- обучить правилам безопасности при работе с инструментами и материалами;
- познакомить с историей возникновения тестопластики на Руси и в других странах;
- обучить технологии приготовления соленого теста из муки разных сортов (разные рецепты);
- познакомить со специальной терминологией: пейзаж, сюжет, пропорция, блик;
- обучить правилам изготовления многослойных работ;
- обучить правилам изготовления объемных многоуровневых композиций;
- обучить правилам изготовления сюжетных работ;
- обучить правилам лепки заднего и переднего плана картин;
Обучающие (для четвёртого года обучения):
- обучить выполнять более сложные работы, используя знания, умения, навыки, полученные на первом, втором и третьем году обучения;
- обучить правилам безопасности при работе с инструментами и материалами;
- познакомить с историей возникновения тестопластикив современном мире;
- обучить технологии приготовления соленого теста (разные рецепты);
- обучить правилам изготовления цветов в технике кисловодского фарфора;
- обучить методике изготовления барельефа;
- обучить методике изготовления фигурок людей на плоскости;
- познакомить со специальной терминологией: (тема, техника, барельеф, симметрия, натюрморт, план, стиль);
- обучить последовательности изготовления сложных многоплановых сюжетных картин;
- обучить правилам изготовления сложных объемных многоуровневых композиций;
Обучающие (для пятого года обучения):
- обучить правилам безопасности при работе с инструментами и материалами;
- обучить методике изготовления барельефа с использованием теста холодного фарфора.;
- обучить технологии приготовления холодного фарфора;
- обучить последовательности изготовления сложных барельефных картин;
- обучить правилам изготовления сложных объемных фигурок на каркасе из разных материалов;
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук, фантазию;
- развивать творческие способности;
- развивать наглядно-образное мышление;
- развивать коммуникативные навыки ребенка;
Воспитательные:
- формировать интерес к творческой деятельности;
- формировать личностные качества обучающегося, такие как трудолюбие и уважение к труду, самостоятельность, усидчивость, аккуратность, чувство взаимопомощи;
В основе программы заложены следующие принципы:
- Доступность (простота, соответствие выполняемых работ возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся);
- Наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- От «простого к сложному» (освоив элементарные навыки работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
- Индивидуального подхода к каждому ребенку (индивидуализация сложных работ: более сильным детям интересна сложная работа, менее подготовленным предлагаются задания проще). При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется.
Категория обучающихся: дети 5-16 лет. Возможность обучения детей разных возрастов достигается за счёт чёткой организации учебного занятия, наличию возможности у обучающихся выбирать работу разной сложности (наличие многообразия дидактических материалов: трафареты, рисунки, образцы), практика наставничества: когда старшие обучающиеся делятся опытом с младшими и помогают им в выполнении работы. Наполняемость группы 7 – 15 человек.
В силу возрастных особенностей детей длительность одного занятия не превышает 30 минут для обучающихся 5-7 лет, 40 минут для детей старше 7 лет. В течение занятия делаются перерывы для отдыха глаз и рук. Минуты отдыха позволяют ребенку избежать усталости и переутомления. Учебный год составляет 36 недель.
На занятиях в кружке декоративно-прикладного творчества «Мозаика» обучающиеся знакомятся со свойствами теста, с формами и приемами работы с тестом, с методами и вариантами обработки изделий из теста. Все занятия в программе предусматривают строго последовательный ряд «от простого – к сложному», с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей. Дети получат знания, умения, навыки, которые смогут применять в дальнейшем при выполнении более сложных работ.
Занятия способствуют развитию мелкой моторики рук, творческих способностей, фантазии, наглядно-образного мышления, коммуникативных навыков ребенка, формируется интерес к творческой деятельности, уважение к труду, самостоятельность, усидчивость, аккуратность.