Страница обновлена 28.09.2021

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по тестопластике «Мозаика»

Программа рассчитана на детей 6-16 лет

Срок реализации программы – 5 лет

Цель: Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через занятия тестопластикой.

Задачи: 

Обучающие (для первого года обучения):

  • обучить приемам, формам и методам работы с тестом;
  • обучить правилам безопасности при работе с инструментами и материалами;
  • познакомить с историей возникновения тестопластики;  
  • обучить технологии приготовления соленого теста;
  • обучить правилам работы с трафаретом, формочками, шаблоном;
  • познакомить со специальной терминологией: (рельефный рисунок, трафарет, форма, шаблон, объем, контур, фон, композиция, эскиз, образ, узор);
  • обучить способам лепки при выполнении изделий;
  • обучить последовательности работ из теста;

Обучающие (для второго года обучения):

  • обучить выполнять более сложные работы, используя знания, умения, навыки, полученные на первом году обучения;
  • обучить правилам безопасности при работе с инструментами и материалами;
  • познакомить с историей возникновения тестопластики на Руси и в других странах;  
  • обучить технологии приготовления соленого теста с кремом или   растительным маслом (разные рецепты);
  • познакомить со специальной терминологией: (коллаж, подвески, композиция, смешанные техники);
  • обучить способам лепки при выполнении изделий;
  • обучить последовательности выполнения плоских, выпуклых и объемных работ из теста;

Обучающие (для третьего года обучения):

  • обучить выполнять более сложные работы, используя знания, умения, навыки, полученные на первом  и втором году обучения;
  • обучить правилам безопасности при работе с инструментами и материалами;
  • познакомить с историей возникновения тестопластики на Руси и в других странах;  
  • обучить технологии приготовления соленого теста из муки разных сортов (разные рецепты);
  • познакомить со специальной терминологией: пейзаж, сюжет, пропорция, блик;
  • обучить правилам изготовления многослойных работ;
  • обучить правилам изготовления объемных многоуровневых композиций;
  • обучить правилам изготовления сюжетных работ;
  • обучить правилам лепки заднего и переднего плана картин;

Обучающие (для четвёртого года обучения):

  • обучить выполнять более сложные работы, используя знания, умения, навыки, полученные на первом, втором и третьем году обучения;
  • обучить правилам безопасности при работе с инструментами и материалами;
  • познакомить с историей возникновения тестопластикив современном мире;
  • обучить технологии приготовления соленого теста (разные рецепты);
  • обучить правилам изготовления цветов в технике кисловодского фарфора;
  • обучить методике изготовления барельефа;
  • обучить методике изготовления фигурок людей на плоскости;
  • познакомить со специальной терминологией: (тема, техника, барельеф, симметрия, натюрморт, план, стиль);
  • обучить последовательности изготовления сложных многоплановых сюжетных картин;
  • обучить правилам изготовления сложных объемных многоуровневых композиций;

Обучающие (для пятого года обучения):                                                                    

  • обучить правилам безопасности при работе с инструментами и материалами;
  • обучить методике изготовления барельефа с использованием  теста холодного фарфора.;  
  • обучить технологии приготовления холодного фарфора;                                      
  • обучить  последовательности изготовления сложных барельефных  картин;   
  • обучить правилам изготовления сложных объемных фигурок на  каркасе из разных материалов;

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук, фантазию;
  • развивать творческие способности;
  • развивать наглядно-образное мышление;
  • развивать коммуникативные навыки ребенка;

Воспитательные:

  • формировать интерес к творческой деятельности;
  • формировать личностные качества обучающегося, такие как трудолюбие и уважение к труду, самостоятельность, усидчивость, аккуратность, чувство взаимопомощи;

В основе программы заложены следующие принципы:

  • Доступность (простота, соответствие выполняемых работ возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся);
  • Наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • От «простого к сложному» (освоив элементарные навыки работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
  • Индивидуального подхода к каждому ребенку (индивидуализация сложных работ: более сильным детям интересна сложная работа, менее подготовленным предлагаются задания проще). При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется.

Категория обучающихся: дети 5-16 лет. Возможность обучения детей разных возрастов достигается за счёт чёткой организации учебного занятия, наличию возможности у обучающихся выбирать работу разной сложности (наличие многообразия дидактических материалов: трафареты, рисунки, образцы), практика наставничества: когда старшие обучающиеся делятся опытом с младшими и помогают им в выполнении работы. Наполняемость группы 7 – 15 человек.

В силу возрастных особенностей детей длительность одного занятия не превышает 30 минут для обучающихся 5-7 лет, 40 минут для детей старше 7 лет. В течение занятия делаются перерывы для отдыха глаз и рук. Минуты отдыха позволяют ребенку избежать усталости и переутомления. Учебный год составляет 36 недель.

На занятиях в кружке декоративно-прикладного творчества «Мозаика» обучающиеся знакомятся со свойствами теста, с формами и приемами работы с тестом, с методами и вариантами обработки изделий из теста. Все занятия в программе предусматривают строго последовательный ряд «от простого – к сложному», с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей. Дети получат знания, умения, навыки, которые смогут применять в дальнейшем при выполнении более сложных работ.

Занятия способствуют развитию мелкой моторики рук, творческих способностей, фантазии, наглядно-образного мышления, коммуникативных навыков ребенка, формируется интерес к творческой деятельности, уважение к труду, самостоятельность, усидчивость, аккуратность.